Приветствую Вас Гость!
Пятница, 17.05.2024, 06:24
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Храм
Вознесения
Господня

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта

История храма

Город Фурманов и в нем Вознесенская церковь
 
 

История древнейшего ядра современного города-села Упино теряется в глубине веков. До нас дошли сведения, причем очень скудные, о том, каким оно было в начале 17-го века, когда уже носило двойное название — Середа-Упино. «7135 год, 7136 — 7139» (1627 год, 1628 — 1631 от Р.Х.). За князем Димитрием Мамстрюкович Черкасским в поместье по возной грамоте 1624 года числилось село Терентьева-Середа без — и в селе на государеве земле церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца. По всей вероятности, храм сначала был деревянным. В селе же торг съезжий, и на торгу 20 полков да 15 скамей. А торгуют в неделе в среду, а тамгу собирают откупщики, а откупают ту тамгу в Москве, в Костромской четверти. А в селе же кабак на откупу, а откупают тот кабак боярева князя Димитриевы — Мамстрюковича Черкасского села Середина в Москве из новыя --...


Таким образом в названии этой довольно крупной вотчины князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского, расположенной на торговом тракте Нерехта — Шуя, отразилась самая примечательная черта жизни села - «торг съезжий», устраивавшийся в среду. Название села Упино произошло от притока реки Шачи речки Упы, на которой оно расположено. Позже, когда Упино оказалось на середине торговых путей из села Иваново до Волги и от Шуи до Нерехты, к имени села прибавили слово Середа. С 1688 года Середа — Упино принадлежит князю Федору Юрьевичу Барятинскому, а с 1701 года его вдове, а затем его сыну, генерал-майору Ивану Федоровичу Барятинскому, сподвижнику Петра I. Позднее село перешло к Елене Ивановне Бибиковой, сестре декабристов Сергия и Матфея Муравьевых-Апостолов, а с середины 19 века его владельцем стал историк Д.Н. Бантыш — Каменский.


Церковь Вознесения Господня, каменная, с такой же колокольней, построена на месте пришедшей в ветхость деревянной, впервые упомянутой в  1614 году. 1727 года запечатан указ о строении церкви по челобитию генерал-майора княза Ивана Федоровича Барятинского. Велено ему в вотчине его, в селе Середе — Упине вместо ветхой Вознесенской церкви построить вновь каменную церковь Вознесения Господня, да для зимнего времени теплый придел Благовещенья Пресвятой Богородицы. В 19-м веке храм был расширен, пристройкой северного придела в честь Федоровской иконы Божьей Матери. Вероятно, тогда же правый придел Благовещенья был переосвящен и наименован в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм в административном отношении был семнадцатым, и принадлежал к 10-му благочинническому округу Нерехтского уезда Костромской епархии. Вокруг церкви была железная ограда на каменном фундаменте. Кладбище, бывшее при церкви, было закрыто в конце 19-го века. Другое находится в полуверсте от церкви, и окопано рвом. На кладбище есть храм с отдельным причтом. Итак, в Вознесенском храме было три престола: в летнем — во имя Вознесения Господня, в зимнем — левый в честь Покрова Божьей Матери, а правый — в честь Федоровской иконы Божьей Матери. Местной святыней храма был образ Кипрской иконы Божьей Материвесьма древнего письма. По преданию, образ сей был оставлен здесь, в храме, монахами острова Кипра, когда они проезжали в город Москву, для сбора на обители Кипра. Средства церкви составляли: а) Капитал в билетах, на сумму 14269 рублей 66 копеек; б) Доход от лавочки церковной (с продажей свечей и масла) от 40 до 60 рублей в год; в) Каменные весы при торговых рядах от 20 до 25 рублей в год; г) ? десятины (десятина равна 1,0925 Га) земли, дающей 50 рублей дохода в год. Из 14269 рублей 66 копеек церковных сумм имели специальные назначения следующие суммы: а) % с 1000 рублей на отопление храма; б) % с 100- рублей на отопление церковно-приходской школы; в) % с 500 рублей в пользу певчих-девочек, учениц этой церковно-приходской школы, при выходе замуж; г) % с 5000 рублей на украшение храма; д) % с 200 рублей на украшение храма; е) % с 35 рублей шли на поддержание памятников Черковых (родственников князей Черкасских, которым до 1688 года принадлежало село Середа — Упино); ж) % с 3000 рублей на ремонт храма. Расстояние от храма до Костромы — 55 верст (1верста = 1 км. 63 м.), до Нерехты — 50 верст. Почтовая железнодорожная станция в версте от храма. Больница в самом селе. Расстояние от храма до ближайших церквей: Скорбященская на кладбище близ села Середы в полуверсте; Успенская села Никольского-Горицких — 2 версты; Всехсвятская села Широково — 3 версты.


Причт: священник и псаломщик. Средства причта: 1) Жалование от казны в год священнику — 70 рублей 56 копеек. Псаломщику — 23 рубля 52 копейки. 2) Проценты с капитала в билетах на сумму 9083 рубля 34 копейки; 3) Арендная плата за 18 десятин земли — 360 рублей в год. 4) Доход от богослужения и треб — священника: 581 рубль 25 копеек в год, псаломщика: 193 рубля 75 копеек. Помещения для причта были приходские. Церковной земли было в пользование причта: пахотной — 30 десятин, сенокосной — 3 десятины, усадебной — 1 десятина, 40 квадратных сажен. Вся земля удобна. На землю имелся план и межевые книги. Прихожан на приходе было 314 человек мужского пола и 380 человек женского пола. Приход был частью фабричный и частью торговый. В приходе было 3 семьи раскольников Федосеевского толка. Приходских селений — одно на расстояние одной версты от храма. Препятствий к сообщению не было. Школ в приходе было две: церковно-приходская и земская. Церковно-приходскую школу основал по желанию крестьян учитель, а затем священник села Середа — Упино Петр Васильевич Звездкин (отец краеведа А.П.Рязановской). Преподавателем была опытная учительница. В школе проходили чтения на Русском и Славянских языках, арифметику (4 действия), рукоделие и другие предметы. Каждый день велся журнал успеваемости детей. 4 года в школе преподавала одна из первых учительниц А.П.Рязановская, известная в Костромской губернии как ученый и краевед, кстати, в Вознесенской церкви Рязановская крестила Г. Соловьева, проживающего на улице М.Середская. Позднее, как крестному сыну она передала ему часть архива.

(Церковно-приходская школа. Не существует)    

В Вознесенской церкви крестили и Дмитрия Фурманова (он провел в Середе первые 6 лет своего детства).
Недалеко от дома Медведева, где квартировала семья Фурманова, на двух столбах были подвешены металлический шарик и пластина. Сторож, проходя ночью около них, периодически ударял металлическим шариком по металлической пластине, извлекая тем самым сильный звук. А на самой колокольне церкви висел большой колокол, звон которого был слышен далеко в округе. В непогоду, особенно зимой, в бурю, в ночное время, священник о. Петр Звездкин зажигал со своим помощником на колокольне церкви фонарь, и через определенный промежуток времени ударял в большой колокол. От колокольного звона было жутко. Но заплутавшие путники (дороги заметало) на другой день приходили и благодарили его за доброе дело.
В 39 году ХХ-го века служба в церкви прекратилась. Колокола были сняты. Сам храм обезглавлен. В здании долгое время размещались механические мастерские.

Краевед А.Петров «Новая жизнь» 1995 год.


Об отце Петре Звездкине

Докладная записка дочери о. Петра Звездкина А.П. Рязановской 

Да здравствует Родина!

Докладная записка.

Священник села Середы-Упиной Костромской губернии, Нерехотского уезда, теперь г. Фурманов Ивановской области, Петр Васильевич Звездкин. 40 лет  живя в Середе, работал по мелиорации сельского хозяйства в Середе, из г. Нерехты привозил вику, сам пахал, семена перед посадкой провеивал в решета обыкновенно в 4-5, ржи, овса, ячменя, урожаи были прекрасные, делал доклады в Нерехотскую земскую управу. Основал в с. Середе по желанию крестьян церковно-приходскую школу для девочек. Нанята была опытная учительница, дело было поставлено хорошо. Преподавалось чтение на русском и славянском языках, арифметика  4 действия, рукоделие, чистописание, велся журнал, где были обозначены работы и успехи детей каждый день. Зимой делали гору очень большую против дома П.В., девочки и вместе мальчики веселились. Около полей за кузницами был лесок, каждое лето приезжали лагерем цыгане, П.В. их навещал, о чем был разговор не знаю. П.В. сам был родом...
 
 

Свидетельство с подписью о. Петра Звездкина.