Приветствую Вас Гость!
Четверг, 02.05.2024, 15:40
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Храм
Вознесения
Господня

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта

Храм Вознесения Господня в развитии культурной среды города Фурманова

Фурманов 2008
 

При  составлении  брошюры  помимо авторских материалов поисковой группы использованы данные ведущего краеведа Лидии Павловны Королёвой.

 

 

 

Поисковая группа:

 

  1. Кишалов Максим
  2. Пряхин Евгений
  3. Сидорин Евгений
  4. Тесленко Сергей
  5. Тютина Екатерина
  6. Хохлов Илья
  7. Шабанова  Анастасия

 

Научный  руководитель:

 учитель истории и МХК Воробьёв Сергей  Вадимович
 
      На обложке  брошюры, которую Вы  держите в руках, помещены две фотографии. На  нижней изображён  храм Вознесения Господня (в народе - Белая церковь) в наши дни, а на верхней - эта же церковь в начале 20 века. Не трудно заметить, что  предстоит ещё  большая  работа, чтобы  придать храму  его первоначальный вид. Но  нужно не только восстановить купола, отремонтировать стены,  необходимо продолжить традиции  священников тех далёких дореволюционных  времён.  Наш долг  отдать дань памяти  тем, кто покоится  около храма. Нам  есть, за что их благодарить!  Трудно  переоценить ту роль, которую они сыграли в становлении культуры нашего города.  Около  алтаря церкви в августе 1902 года был  похоронен её настоятель,  Пётр  Васильевич  Звёздкин. Это был истинный служитель церкви, православный христианин.  Почти пятьдесят лет служил он Богу и Отечеству.  О его бескорыстном служении людям  говорит хотя бы то, что Пётр Васильевич уже в достаточно пожилом возрасте  мог по несколько часов в метель звонить в колокол, чтобы указать дорогу заблудившимся путникам. Сколько, таким образом, он спас людей! Но не только о телесном здравии заботился священник, не мог он не думать и о душах своих прихожан.     Именно он  в 1855 году  основал самую  первую  школу  в  Середе.  Она   располагалась в  усадьбе помещика Груздева, а с отменой  крепостного права  переехала  в   дом священника.   В  марте 1867  года  школа перешла в ведение земства и переселилась в  здание волостного правления. На  протяжении  сорока лет отец Пётр  преподавал  в ней  Закон Божий.   При этом работал так, что этот предмет считали важным для себя не только православные, но и староверы. Заботило  Петра Васильевича и женское  образование . 22  января 1895 года  им  была открыта  церковно-приходская школа  для девочек.   По  воспоминаниям дочери священника  на постройку  здания школы и обустройство храма  П.В. Звёздкин  израсходовал 7000 рублей собственных  денег. Целью школы  была подготовка девочек к жизни православной жены и матери. Для её  достижения делалось немало. Так, самой первой учительницей школы была Екатерина Сперанская, которая уже к этому времени  за особые  успехи в обучении детей была награждена серебряной медалью. Несколько лет преподавала и дочь  Петра Васильевича, Александра.  Её  ученицы  сдавали экзамены по арифметике и русскому  языку  лучше других в Нерехтском уезде. Старалась не отставать от своих предшественниц и Фаина Ивановна Соколова. Она одна из первых  в  Костромской губернии прошла курсы  повышения  квалификации.   Особенно же  привлекает внимание учительница Середской  церковно-приходской школы  для  девочек Екатерина  Ивановна Тихомирова. В этом году ей исполнилось бы  120 лет. Её судьба  была просто удивительной. Родилась она в семье протоиерея одной из церквей Санкт-Петербурга. К сожалению, не сохранились документы, позволяющие однозначно проследить биографию её родителей. Однако, изучение материалов  государственного архива  Костромской области и списков выпускников  духовных академии Москвы и Санкт-Петербурга позволило придти к выводу, что с большой  долей вероятности можно утверждать, что её отец  Иван  Тихомиров был уроженцем   Владимирской  губернии  и в 1880 году закончил курс обучения в Московской  духовной  академии. Его дочь, Екатерина, в 1906 году  закончила Царскосельское  женское училище духовного ведомства  с «особыми успехами» в  учении, и  от имени императрицы  Марии Фёдоровны (мать последнего императора Николая II) была награждена книгой.  Сегодня не встретишь таких случаев, чтобы  один из лучших выпускников престижнейшего учебного заведения согласился получать довольно скромную заработную плату и жить в плохих условиях. Екатерина Ивановна согласилась переехать в Середу и получать самое маленькое жалование для  учителя  и жить в тесной  квартире с неисправной печью. Несмотря на это, она делала всё необходимое, чтобы стать  хорошим учителем. Екатерина Ивановна закончила  курсы для учительниц церковно-приходских школ в Кологривском уезде. Очень многое  она сделала, чтобы воспитать своих учениц как будущих православных матерей: учила их вести домашнее хозяйство, вязать носки, кружева, вести учтивую беседу. Но самое главное, заключалось в том, что Екатерина Ивановна постоянно напоминала ученицам о том, что нужно творить добро.  Девочки школы  раздавали тёплые вещи, ухаживали за храмом.  К великому сожалению, не сохранилось подробных сведений о её работе. Екатерина Ивановна сделала немало полезного для города.

        Около храма находилась  могила и  старосты церкви купца второй гильдии Ивана Ивановича Чиркова. Немало полезного он сделал для Середы: выделил 2800 рублей для строительства школы, помогал семьям священнослужителей и ученицам школы. За благотворительность был награждён золотой медалью для ношения на Станиславской ленте.

Заботился о храме и фабрикант Иван Иванович Скворцов. Так, он  завещал храму  сто тысяч рублей.

Нельзя не вспомнить хотя бы имена священнослужителей церкви: Фёдор Трихинский, Василий Николаевич Добровольский, Николай Васильевич Богданов и многие другие.

Несколько слов нужно сказать  и о том, что история храма самым тесным образом связана с историей России. Его судьба была интересна  многим выдающимся  деятелям государства. В 1727 году по прошению Ивана  Фёдоровича Барятинского вместо пришедшего в  ветхость деревянного храма был построен новый. Точную дату постройки и  освящения  храма  установить  не  удалось.

    Свою  родословную князья  Барятинские ведут от князя  Рюрика, того знаменитого предводителя, которого пригласили наши  далёкие  предки владеть их землёй, чьи  потомки до  конца 16 века  царствовали  на  Руси. В энциклопедии Брокгауза и  Ефрона объясняется происхождение фамилии князей. В  ней  пишется, что Барятинские  потомки  святого князя  Михаила Черниговского, происходят от князя  Александра  Андреевича  Мезецкого,  по прозванию  Борятинский.  Это  прозвище он принял  по  владению Борятинской волостью на реке Клетом. (современная Калужская  область).

     Князья  эти  сыграли большую  роль в истории России. Так,  Юрий Никитич Барятинский разгромил войско Степана Разина. Иван Фёдорович,  основатель храма, был  сподвижником Петра Великого. Во  время  Северной войны он  командовал  пехотным  полком. В 1720 году за  отличие в  сражении при Гренгаме получил золотую  медаль. Быстро его карьера стала развиваться  во  времена Анны Иоанновны. За поддержку новой государыни при  восшествии на  престол он был пожалован  чином  сенатора. Около года князь Иван  Фёдорович Барятинский возглавлял Московскую губернию, а с 1736 года являлся  командующим Малороссии.

                          В 1815  году Елизавета Ивановна Барятинская выходит замуж  за  видного российского историка Дмитрия Николаевича Бантыш-Каменского, который получил  село  в приданное. Трудно переоценить роль Дмитрия Николаевича  в развитии  российской исторической  науки. Им  были написаны такие труды  как: « История  Малой  России », « Словарь достопамятных людей русской земли». Его  материалы  использовал Александр Сергеевич  Пушкин при написании

« Капитанской  дочки » Так, на основании секретных архивных материалов,  полученных от историка Пушкин составил биографию пугачёвского атамана Ильи Аристова.

   Краевед П. Рогозин предположил, что в одной из глав поэмы

 « Кому на Руси жить хорошо » упоминается село, похожее на Середу.

   Наконец, в 1891 году в Вознесенском храме крестили Дмитрия Андреевича Фурманова.

    Церковь  своим видом вдохновляла художников, поэтов, музыкантов. В  номере газеты  « Содружество » от  марта 2002 года был  опубликован рассказ Юрия  Григорьевича Ушкова

«Стремление к прекрасному». В  нём скульптор пишет о том,  что он часто  черпает вдохновение из  воспоминаний о  своём  детстве, прошедшем  в Середе. « Мне часто снятся сны с русскими  белыми церквами, при чём каждая  ситуация что-то значит. Например, сон: в Старой Середе, где я  родился , перед  нашим домом на  высоком  холме стоит белокаменная церковь с золотыми куполами, церковь Вознесения». Как  тут не вспомнить слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Большая  цель добра начинается с  малого – с  желания добра  своим  близким,  но,  расширяясь,  она захватывает всё более широкий  круг вопросов».

  

   Когда  смотришь на  современный вид  церкви, невольно приходишь к  выводу,  что недостаточно мы ещё сделали,  чтобы примириться с  прошлым, быть  благодарными ему.