История древнейшего ядра современного города-села Упино теряется в глубине веков. До нас дошли сведения, причем очень скудные, о том, каким оно было в начале 17-го века, когда уже носило двойное название — Середа-Упино. «7135 год, 7136 — 7139» (1627 год, 1628 — 1631 от Р.Х.). За князем Димитрием Мамстрюкович Черкасским в поместье по возной грамоте 1624 года числилось село Терентьева-Середа без — и в селе на государеве земле церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца. По всей вероятности, храм сначала был деревянным. В селе же торг съезжий, и на торгу 20 полков да 15 скамей. А торгуют в неделе в среду, а тамгу собирают откупщики, а откупают ту тамгу в Москве, в Костромской четверти. А в селе же кабак на откупу, а откупают тот кабак боярева князя Димитриевы — Мамстрюковича Черкасского села Середина в Москве из новыя --...
Таким образом в названии этой довольно крупной вотчины князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского, расположенной на торговом тракте Нерехта — Шуя, отразилась самая примечательная черта жизни села - «торг съезжий», устраивавшийся в среду. Название села Упино произошло от притока реки Шачи речки Упы, на которой оно расположено. Позже, когда Упино оказалось на середине торговых путей из села Иваново до Волги и от Шуи до Нерехты, к имени села прибавили слово Середа. С 1688 года Середа — Упино принадлежит князю Федору Юрьевичу Барятинскому, а с 1701 года его вдове, а затем его сыну, генерал-майору Ивану Федоровичу Барятинскому, сподвижнику Петра I. Позднее село перешло к Елене Ивановне Бибиковой, сестре декабристов Сергия и Матфея Муравьевых-Апостолов, а с середины 19 века его владельцем стал историк Д.Н. Бантыш — Каменский.
Церковь Вознесения Господня, каменная, с такой же колокольней, построена на месте пришедшей в ветхость деревянной, впервые упомянутой в 1614 году. 1727 года запечатан указ о строении церкви по челобитию генерал-майора княза Ивана Федоровича Барятинского. Велено ему в вотчине его, в селе Середе — Упине вместо ветхой Вознесенской церкви построить вновь каменную церковь Вознесения Господня, да для зимнего времени теплый придел Благовещенья Пресвятой Богородицы. В 19-м веке храм был расширен, пристройкой северного придела в честь Федоровской иконы Божьей Матери. Вероятно, тогда же правый придел Благовещенья был переосвящен и наименован в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм в административном отношении был семнадцатым, и принадлежал к 10-му благочинническому округу Нерехтского уезда Костромской епархии. Вокруг церкви была железная ограда на каменном фундаменте. Кладбище, бывшее при церкви, было закрыто в конце 19-го века. Другое находится в полуверсте от церкви, и окопано рвом. На кладбище есть храм с отдельным причтом. Итак, в Вознесенском храме было три престола: в летнем — во имя Вознесения Господня, в зимнем — левый в честь Покрова Божьей Матери, а правый — в честь Федоровской иконы Божьей Матери. Местной святыней храма был образ Кипрской иконы Божьей Материвесьма древнего письма. По преданию, образ сей был оставлен здесь, в храме, монахами острова Кипра, когда они проезжали в город Москву, для сбора на обители Кипра. Средства церкви составляли: а) Капитал в билетах, на сумму 14269 рублей 66 копеек; б) Доход от лавочки церковной (с продажей свечей и масла) от 40 до 60 рублей в год; в) Каменные весы при торговых рядах от 20 до 25 рублей в год; г) ? десятины (десятина равна 1,0925 Га) земли, дающей 50 рублей дохода в год. Из 14269 рублей 66 копеек церковных сумм имели специальные назначения следующие суммы: а) % с 1000 рублей на отопление храма; б) % с 100- рублей на отопление церковно-приходской школы; в) % с 500 рублей в пользу певчих-девочек, учениц этой церковно-приходской школы, при выходе замуж; г) % с 5000 рублей на украшение храма; д) % с 200 рублей на украшение храма; е) % с 35 рублей шли на поддержание памятников Черковых (родственников князей Черкасских, которым до 1688 года принадлежало село Середа — Упино); ж) % с 3000 рублей на ремонт храма. Расстояние от храма до Костромы — 55 верст (1верста = 1 км. 63 м.), до Нерехты — 50 верст. Почтовая железнодорожная станция в версте от храма. Больница в самом селе. Расстояние от храма до ближайших церквей: Скорбященская на кладбище близ села Середы в полуверсте; Успенская села Никольского-Горицких — 2 версты; Всехсвятская села Широково — 3 версты.
(Церковно-приходская школа. Не существует)
В Вознесенской церкви крестили и Дмитрия Фурманова (он провел в Середе первые 6 лет своего детства).
Недалеко от дома Медведева, где квартировала семья Фурманова, на двух столбах были подвешены металлический шарик и пластина. Сторож, проходя ночью около них, периодически ударял металлическим шариком по металлической пластине, извлекая тем самым сильный звук. А на самой колокольне церкви висел большой колокол, звон которого был слышен далеко в округе. В непогоду, особенно зимой, в бурю, в ночное время, священник о. Петр Звездкин зажигал со своим помощником на колокольне церкви фонарь, и через определенный промежуток времени ударял в большой колокол. От колокольного звона было жутко. Но заплутавшие путники (дороги заметало) на другой день приходили и благодарили его за доброе дело.
В 39 году ХХ-го века служба в церкви прекратилась. Колокола были сняты. Сам храм обезглавлен. В здании долгое время размещались механические мастерские.
Краевед А.Петров «Новая жизнь» 1995 год.
Об отце Петре Звездкине
Докладная записка дочери о. Петра Звездкина А.П. Рязановской
Да здравствует Родина!
Докладная записка.
Свидетельство с подписью о. Петра Звездкина.